Рынки отнимают покупателя у супермаркетов

Ряд крупных российских продуктовых ритейлеров фиксирует снижение объемов покупателей в своих торговых точках. Все объясняют тенденцию по-разному: кто-то винит в происходящем ухудшение макроэкономической ситуации, другие ссылаются на сезонные колебания рынка и верят в покупательную способность россиян.

Один из крупнейших игроков рынка, компания X5 Retail Group (владеет сетями "Пятёрочка", "Копейка", "Перекрёсток" и "Карусель") объявил о снижении выручки в третьем квартале 2011 года в связи с неожиданным резким падением объема покупателей в магазинах всех форматов.

Рост выручки, согласно собственной статистике группы, несмотря на открытие новых площадок составил всего 4% в годовом сопоставлении против 10% кварталом ранее. Совокупная выручка снизилась на 6% в рублевом выражении.

Руководство X5 объяснило, что снижение главным образом связано "с ухудшением экономической ситуации в России, которое привело к соответствующему сокращению потребительских расходов". Более того, компания понизила прогноз на полный 2011 год по росту выручки в рублевом выражении с 40% до 35%.

"Сокращение потребления — тренд, который наблюдается на всем рынке российской продуктовой розницы", — говорится в сообщении Х5.
Похожую тенденцию эксперты рынка уловили и у других крупных сетей ритейлеров, но видят причину снижения спроса в увеличении объемов сезонной уличной торговли.

Как говорит аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская, снижение трафика покупателей продемонстрировали также "О"Кей" и "Магнит". "Сказывается традиционный летний фактор – появились рынки, ярмарки, уличная торговля. Не могу сказать, что россияне отличаются оперативной потребительской реакцией на глобальные экономические тренды. В 4 квартале показатели ведущих сетей улучшатся", - говорит она.

Справка

X5 Retail Group — российская компания-ритейлер, владелец торговых сетей "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель", "Копейка" и сети аптек "А5". Компания основана в 2006 году. Совокупная численность персонала — 100 тыс. человек. Выручка компании за 2010 год по МСФО — $11,280 млрд (увеличилась по сравнению с 2009 годом на 24% в рублях и на 29% в долларах США). Чистая прибыль составила $271 млн США, увеличившись на 64% по сравнению с 2009 годом.

В продовольственном сегменте Москвы и вовсе отмечается дефляция на уровне 0,2%, сообщил сегодня департамент торговли и услуг Росстата. Инфляция в РФ за этот же период составила 4,7% и была ниже темпов роста цен. По данным департамента, потребительские цены на крупы и сахар снизились в столице в диапазоне от 1% до 6,9%. С начала октября картофель, капуста, морковь и лук подешевели на 1,9%-12,1%.

Тигран Оганесян, аналитик ФК "Уралсиб" считает, что на показателях крупных сетей текущая дефляция сказывается не в последнюю очередь. "Люди потянулись в "Ашаны", на открытые рынки и в маленькие магазинчики. Меняются привычки, заменяются продукты в корзине, чаще используется мелкооптовая стратегия. На этом фоне растут продажи небазовых товаров, то есть мы имеем дело не с потерей потребительской уверенности, а с перераспределением средств личного бюджета", - считает он.

Играет роль и низкий рост реальных доходов (1%), ограничивший рост текущих расходов. При этом люди экономят на продуктах, но все равно покупают вещи, приобретение которых планировалось заранее.

В целом по России говорить об ощутимом спаде пока не приходится, первые звоночки раздаются только в относительно дорогом сегменте супермаркетов, уверена Екатерина Андриянова из Rye, Man & Gor Securities. "Эффект ожидаемый – постоянно количество покупателей расти не может ввиду ограниченной площади магазина. До конца года сохранится умеренная инфляция, но хороший прогноз по зерновым и мясу позволяет надеяться на то, что в этом году сильной продуктовой инфляции мы уже не увидим", - считает она.

Справка

"Магнит" владеет 4661 магазинами "у дома", 76 гипермаркетами и 101 магазином косметики. Чистая консолидированная выручка по итогам 2010 года — $7,777 млрд.

В целом, в сегменте продуктового ритейла происходит ужесточение конкуренции, что приведет к ограничению возможности повышения цен для конечного потребителя. К тому же, если отчисления по страховым взносам в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы (бывший ЕСН) с 34% снизят до 30%, согласно планам правительства, для ритейла это станет большим плюсом, что отразится и на конечном потребителе.

реклама
последние новости
  • Блошиные рынки: барахло для эстетов
  • Российский рынок акций закрылся в минусе
  • Иностранные инвесторы выходят из России
  • Apple стала лидером года на рынке смартфонов
  • Очередной черный четверг: рынки охватила паника
  • Звезды на небе выстраиваются благоприятно для ценных бумаг РФ
  • Виноделы Грузии больше не считают рынок РФ перспективным
  • Не торопитесь приобретать подешевевшие активы
  • Офисный рынок: инвесторы возвращаются
  • Почти половина москвичей поддерживают закрытие рынков
  • Рыночная торговля будет уничтожена
  • Рынок вооружений оценили: самый продаваемый танк Т-72
  • Крупная спецоперация в Москве: зачищен очередной рынок
  • Российским инвесторам рекомендованы каникулы
  • Биржевые площадки дают повод инвесторам немного расслабиться
  • На российском рынке онлайн-торговли заключена крупнейшая сделка
  • Полицейские задержали 370 нелегалов на московском рынке
  • Грузинские производители вина готовы прийти на рынок РФ
  • Как спасти свои деньги, вложенные в акции на фондовом рынке
  • Блошиные рынки: барахло для эстетов
  • Европейская рецессия тянет ко дну российский рынок
  • Советы покупателям дома на первичном рынке
  • Инвесторы делают ставку на российского покупателя
  • В России могут быть проведены интервенции на рынке молока
  • Российскому рынку обещают обвал или затяжной боковик
  • Российский рынок акций открылся в слабом минусе
  • Домашние пользователи спасли рынок антивирусов
  • Фондовые рынки открывают новую неделю более спокойно
  • Большинство москвичей одобряют закрытие рынков
  • На рынок вышел мощный смартфон TAKE Janus KM-S200