Молоко с партийной скидкой: о ценорегулировании

Затея обуздать цены государственным регулированием торговли с треском провалилась. Теперь «Единая Россия» пытается укротить их веским партийным словом.

Цены на продукты медленно, но уверенно ползут вверх. И это вопреки тому, что еще в начале года вступил в силу закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Помнится, разработчики документа обещали, что после его принятия ценники в магазинах нас приятно удивят, а потребитель получит надежную защиту от распоясавшихся продавцов. Всем, кроме авторов закона, была очевидна тщетность подобных ожиданий, поскольку истинные причины высоких цен обитают в совершенно иных сферах. Если говорить прямо, то задумка обуздать цены предложенными методами с треском провалилась.

Похоже, люди, активно продвигавшие этот закон, сами убедились в неудаче. Не зря же на сайте доминирующей в нашем парламенте партии (которая и продвигала закон о торговле) можно обнаружитьспециальный партийный проект под ностальгическим названием «Народный контроль». Этот проект родился как раз из-за того, что закон оказался мертворожденным. Иначе зачем нужно откапывать из-под нафталина партийный контроль за ростом цен и вмешиваться в отношения между участниками рынка? Дежавю под названием «двадцать лет спустя». Или из-за того, что не получается принимать нормальные законы, приходится действовать, как сейчас модно говорить, в ручном режиме?

Надо заметить, что, как бы ни были благородны помыслы народных контролеров, их программа является либо чистейшим робингудством, либо совершеннейшей демагогией. Т. е. или заявленные цели достигаются с нарушением закона, или все ограничивается сотрясением воздуха.

К чести авторов программы, они взяли на вооружение хорошо проверенные временем методы. К примеру, все знают, что если на обычном сельскохозяйственном рынке кто-то предложит свою продукцию по слишком низким ценам, то к нему обязательно подойдут специально обученные люди с целью (далее цитата из программы «Народный контроль») «установления конструктивного диалога и партнерских отношений ... для достижения социально ориентированных цен». В случае (опять пара цитат) «нежелания или неспособности производителей и продавцов находить взаимовыгодные компромиссы» подключаются «инициативные граждане, молодые люди ...». Короче, классика жанра.

Гениальность замысла «Народного контроля» заключается в его незатейливости: вездесущая партия наблюдает за поведением рынка и в случае чего помогает предпринимателям правильно «сориентироваться в ценах». На практике группы добровольцев ходят по магазинам, переписывают ценники и обещают неприятностей тем, кто не поддерживает линию партии на заданном уровне.

Нужно заметить, что эта технология была бы невозможна в цивилизованной правовой среде.

Это может показаться кому-то несправедливым, но закон не предполагает вмешательства в предпринимательскую деятельность каких-либо принуждающих к «правильному поведению» посредников ни под эгидой влиятельной партии, ни в форме криминальной крыши.

В работающей правовой системе предприниматель мог бы легко прекратить любые формы давления на свой бизнес, обратившись в правоохранительные органы и суд. И никакой самый именитый партийный деятель впредь не стал бы повторять своих попыток. Другое дело, в реальности нельзя одновременно заниматься бизнесом и «качать права». Тут следует выбрать что-то одно.

Несмотря на всю абсурдность замыслов современных партийных комиссаров, их тактика нередко срабатывает. Предприниматели понимают, что, не вняв настойчивым рекомендациям, можно обеспечить себе головную боль в форме дополнительных проверок с пристрастием, отказа в выдаче каких-либо разрешений и т. д. А ведь могут и организовать. У кого в руках все властные рычаги? Лучше откупиться, а потом, когда завершится очередная популистская кампания, наверстать упущенное за счет более значительного роста цен. Похожее мы наблюдали некоторое время назад на примере попыток регулирования цен на бензин. Сегодня есть желание «порулить» на продовольственном рынке.

Во всей этой истории удивляет только одно обстоятельство.

Удивление вызывают наши граждане, которые более тщательно выбирают сорт колбасы, чем собственную власть.

Раньше еще можно было сослаться на недостаток информации. Но сегодня, включив компьютер, можно узнать о своих избранниках все из первых уст. Посмотрите, что они пишут сами о себе со всей искренностью и прямотой. Подумайте - и будет вам откровение.

реклама
последние новости
  • Facebook запустил скидочный сервис Deals в тестовом режиме
  • Азаров: Украине не нужны скидки на российский газ
  • Сайт на миллиард: на интернет-проекте можно озолотиться, но редко
  • Президент Groupon уйдет в отставку из-за темпов роста компании
  • Парикмахер Видал Сассун продал особняк с большой скидкой
  • Возможно ли сэкономить через сайты скидок?
  • В США почтальон украл несколько тысяч купонов со скидками
  • Судебные приставы предложили ввести скидки на штрафы
  • Дом "королевы скупости" продали со скидкой в 90 млн долларов
  • Компания Google запустила конкурента Groupon
  • Британский рекламный регулятор обвинил Groupon в обмане клиентов
  • LG намекнула на категоричную победу над Apple
  • В Россию со скидками
  • Французские автоконцерны объявили грандиозные скидки
  • СМИ: Украина требует новую скидку на газ
  • СМИ: Азарова от увольнения спасет только газовая скидка
  • Болгария просит у России новую скидку в цене на газ
  • Groupon могут оценить в $25 млрд в ходе IPO
  • Google приценивается к сервису совместных покупок Groupon
  • Facebook закрывает своего убийцу Groupon
  • Как не остаться после праздников без денег
  • Groupon выходит на IPO
  • Google запускает новый сервис коллективной скидки
  • Медведев: хватит просить скидку на газ, сделайте что-то
  • Мел Гибсон сделал скидку на особняк в Малибу
  • Азаров: Россия обещала Украине скидку на газ
  • Google заплатит $6 млрд за новые идеи
  • Скидка на газ для Украины – понятие географическое